Мессенджер BlackBerry

  • Выпущен: в 2005 году.
  • Стартовые платформы: BlackBerry 10, QNX.
  • Базовые функции первой версии: обмен текстовыми сообщениями.
  • Итоги проекта: количество установок Google Play 100 000 000 – 500 000 000, приложение под Android обновлено 16 декабря 2017 года, потеряна значимая доля мирового рынка, в 2016 году BBM был наиболее популярен в одной стране — Индонезии — где приложение использовалось на 87,5% всех Android-устройств.
  • Языки: нет данных.
  • Инвестиции: нет данных, мессенджер всегда являлся предустановленным приложением в устройствах компании.


В сентябре 2013 года стало известно, что приложение BlackBerry Messenger для iOS должно было увидеть свет еще в конце лета, однако «зависло» в отделе одобрения программ магазина Apple.
Этот скандал косвенно подтвердил, что BBM, который на тот момент являлся стандартным мессенджером для смартфонов BlackBerry и отличался повышенным уровнем защиты переписки, может составить значительную конкуренцию сервису iMessage. А с выходом Android-версии под ударом могли оказаться такие кроссплатформенные решения, как WhatsApp и Viber, а также приложение от Google Hangouts.
В августе 2009 года журнал Fortune назвал RIM[1] самой быстрорастущей компанией в мире, с ростом дохода на 84 % за три года, несмотря на глобальную рецессию. За десять лет компания продала 50 миллионов смартфонов — со своим предустановленным мессенджером.
В 2012 году пользователи BlackBerry Messenger ежедневно отправляли более 10 миллиардов сообщений. Для сравнения — пользователи iMessage, в тоже время, отправляли три миллиарда сообщений каждый день. Сервис насчитывал свыше 60 миллионов активных пользователей, из которых 51 миллион человек использовали мессенджер в течение полутора часов каждый день.
Однако, прогнозы на лидерство в сегменте мессенджеров не сбылись. По данным Google Finance, стоимость акций компании RIM за 2011 год упала более, чем в пять раз. В январе 2012 года основатель Майк Лазаридис был смещен с поста главного исполнительного директора. Второй основатель компании Джим Балсилли остался в составе совета директоров, но лишился операционных полномочий. Финансовый отчет корпорации за 2013 год оказался провальным: убытки достигли рекордных отметок, почти в миллиард долларов.
20 сентября 2013 стало известно о сокращении 40% служащих. В ноябре 2014 года компания заключила соглашение о стратегическом партнёрстве с Samsung Electronics, результатом которого должно было стать продвижение смартфонов Galaxy под управлением операционной системы Android, с пакетом связующего программного обеспечения Blackberry Enterprise Server, для управления мобильными устройствами в корпоративном окружении.
В апреле 2016 года компания отказывается от выпуска смартфонов на собственной платформе Blackberry 10, концентрируясь на работе с Android.
В октябре 2016 года BlackBerry отказывается от собственного производства смартфонов. Канадскому производителю не помог даже частичный отказ от своей операционной системы в пользу Android. Сейчас компания сосредоточена на разработке программного обеспечения, именно эта сфера деятельности пока держит BlackBerry на плаву.[2]

Заключение

В истории провала BlackBerry показательно выглядит отсутствие стратегического видения рынка: огромные ресурсы компании тратились на разработку и поддержку продуктов, которые рынку оказались не нужны (ОС, оболочки, смартфоны бизнес-класса). В тот же самый момент, развитие самого перспективного продукта — мессенджера — практически остановилось. Последние значимые новшества — видеоконференции, исчезающие сообщения, VoIP звонки — датированы 2014 годом. На фоне успеха приложений, которые начинали с заведомо более слабых стартовых позиций, BlackBerry фактически отказалась от своего мессенджера, который мог бы обеспечить кампании долговременное лидерство на глобальном рынке.


[1] BlackBerry — канадская телекоммуникационная компания, широко известная как производитель бизнес-смартфонов BlackBerry. До 30 января 2013 года носила название Research In Motion (RIM).
[2] Источник